Положение о статусе военнослужащих

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОТДЫХ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВОГО Положение о статусе военнослужащих Корякин, полковник юстиции, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат юридических наук. В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" ст. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Положение о статусе военнослужащих связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации. Важнейшим конституционным правом граждан России, включая военнослужащих, является право на отдых. Конституция Российской Федерации провозглашает: "Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск" ч. Трудовой кодекс Российской Федерации ст. Видами времени отдыха являются: перерывы положение о статусе военнослужащих течение рабочего дня смены ; ежедневный междусменный отдых; выходные дни еженедельный непрерывный отдых ; нерабочие праздничные дни; отпуска ст. Указанные положения трудового законодательства в полной мере распространяются на военнослужащих с учетом ряда особенностей, обусловленных их статусом. Положение о статусе военнослужащих конституционного права военнослужащих на отдых является одной из важных задач государственной военно - социальной политики. Общие положения реализации права военнослужащих на отдых Гарантии реализации права военнослужащих на отдых установлены ст. Согласно указанному Федеральному закону общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по положение о статусе военнослужащих, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, т. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных положение о статусе военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха военнослужащим регламентируется приложением N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. Согласно указанному нормативному правовому акту учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни в часаха также учет в сутках предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха в часах ведется командиром подразделения в специальном журнале. Положение о статусе военнослужащих записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Когда суммарное сверхурочное время суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или положение о статусе военнослужащих дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно достигает положение о статусе военнослужащих ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию положение о статусе военнослужащих в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются положение о статусе военнослужащих основному отпуску. В Федеральном законе "О положение о статусе военнослужащих военнослужащих" п. Исчерпывающий перечень таких мероприятий утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Данным Положением установлено, что время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается положение о статусе военнослужащих сутках. За каждые трое суток привлечения к этим мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в положение о статусе военнослужащих сутках - 8 часов и 12 часов. Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по их окончании с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения интересов службы. Помимо порядка предоставления ежедневного и положение о статусе военнослужащих отдыха, упомянутыми выше нормативными актами Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и Положением о порядке прохождения военной службы подробно регламентируются продолжительность, виды и порядок предоставления военнослужащим отпусков - основного и дополнительных. Виды и продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков и дополнительных суток отдыха зависят от продолжительности их военной службы, от характера выполняемых задач, а также других факторов, особое место среди которых занимает участие военнослужащих в боевых действиях, контртеррористических и миротворческих операциях, выполнении задач в условиях вооруженных конфликтов и чрезвычайного положения. Особенности реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также участвующих в миротворческих и контртеррористических операциях В российском законодательстве содержится весьма значительное число правовых норм, регулирующих особенности реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих обязанности военной службы в особых условиях: при вооруженных конфликтах; в условиях чрезвычайного положения; при участии в контртеррористических и миротворческих операциях. Проанализируем основные положение о статусе военнослужащих законодательства по данным вопросам см. Отпуска военнослужащих, которым в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" присвоено звание "ветеран боевых действий". Военнослужащим, являющимся ветеранами боевых действий, ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток п. Данный отпуск является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается п. Этот отпуск положение о статусе военнослужащих по желанию военнослужащих в удобное для них время подп. Отпуска военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не положение о статусе военнослужащих. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно ст. Ранее автор статьи уже отмечал, что при предоставлении военнослужащим указанных выше дополнительных отпусков необходимо учитывать следующее. Указанная правовая норма содержится и в п. Дополнительные отпуска, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, в местностях, где отсутствует режим чрезвычайного положения или вооруженного конфликта, в указанных нормативных правовых актах не упомянуты. В связи с этим вопрос, включаются ли указанные отпуска в счет основного отпуска, является спорным. Отпуска военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, проходящим военную службу по контракту, предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца военной службы на территории, где введено чрезвычайное положение в местности, отнесенной к зоне вооруженного конфликтане считая времени проезда к месту проведения отпуска и обратно. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 календарных дней, солдатам и матросам - 25 календарных дней, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Данный отпуск в счет основного отпуска не засчитывается ст. В соответствии с действующим законодательством к выполнению военнослужащими задач в условиях вооруженного конфликта относится: выполнение задач по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280 положение о статусе военнослужащих выполнение задач на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. Постановление Правительства Российской Федерации "О зонах вооруженных конфликтов" от 26 декабря 2001 г. N 896 ; выполнение задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. Право на отдых военнослужащих, участвующих в контртеррористических операциях. В многочисленных нормативных правовых актах, регулирующих предоставление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, участвующим в контртеррористических операциях, проводимых в Северо - Кавказском регионе Российской Федерации с августа 1999 г. Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что право этих военнослужащих на дополнительный отдых должно реализовываться посредством применения правовых норм, изложенных в п. Указанными актами установлено, что за каждые трое суток участия в мероприятиях, которые проводятся без положение о статусе военнослужащих общей продолжительности еженедельного служебного времени, военнослужащим предоставляются двое суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. Следует отметить, что в Перечне таких мероприятий, утвержденном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492, отсутствует прямое упоминание о контртеррористических операциях. Однако с учетом того, что п. Таким образом, право участников контртеррористических операций на положение о статусе военнослужащих в целом нашло отражение в соответствующем законодательстве. Вместе с тем очевидно и другое. Применение в отношении участников контртеррористических операций указанных выше правовых норм о праве на дополнительный отдых не может в полной мере компенсировать дополнительный риск, сложность и особые условия службы данных военнослужащих. Это обусловлено следующими обстоятельствами: во-первых, нормы о дополнительных сутках отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву кроме их права на реабилитационный отпусквследствие положение о статусе военнослужащих указанная категория военнослужащих существенно ущемлена в реализации своего права на отдых; во-вторых, порядок предоставления военнослужащим дополнительных суток профилактического отдыха реабилитационного отпуска ведомственными нормативными правовыми актами не урегулирован, несмотря на то, что в п. В то же время п. На наличие положение о статусе военнослужащих коллизии нормативных правовых актов в печати уже указывалось ; - См. С учетом того, что согласно установленному нормативу за каждые три дня участия военнослужащих в указанных мероприятиях должны предоставляться двое положение о статусе военнослужащих отдыха, несложно подсчитать, что право на максимальный дополнительный отпуск - 30 суток - военнослужащий имеет уже через 45 суток участия в контртеррористических операциях. Получается, что время нахождения в экстремальных условиях сверх 45 суток уже никаким дополнительным отдыхом не компенсируется. Вряд ли такое положение можно положение о статусе военнослужащих справедливым. Право на отдых военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях. В соответствии с решениями высшего государственного руководства Российской Федерации в настоящее время российские военнослужащие принимают участие в миротворческих операциях в Республике Грузия Южная Осетия и Абхазияв Республике Таджикистан, положение о статусе военнослужащих Республике Молдова Приднестровьев Боснии и Герцеговине, в Косово, в Сьерра положение о статусе военнослужащих Леоне. Об особенностях реализации права на отдых российских воинов - миротворцев, проходящих военную службу на территории Грузии, Молдовы и Таджикистана, нами уже говорилось выше: на них в полной мере распространяется действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при положение о статусе военнослужащих конфликтах". В соответствии с указанным законодательным актом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются дополнительные отпуска продолжительностью 10 календарных дней за каждые три месяца участия в миротворческих операциях, а военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по истечении шести месяцев выполнения миротворческих задач предоставляется дополнительный краткосрочный отпуск: сержантам и старшинам - 30 суток, солдатам и матросам - 25 суток. Специальных нормативных правовых актов, регулирующих дополнительные гарантии реализации права на отдых российских военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях на территории Боснии и Герцеговины, Косово и Сьерра - Леоне, не имеется. С учетом того, что участие в миротворческих операциях включено в Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени положение о статусе военнослужащих. N 492право этих военнослужащих на дополнительный отдых реализуется путем предоставления им за каждые трое суток участия в миротворческих операциях двух суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску, либо путем предоставления реабилитационного отпуска. Кроме того, на данных военнослужащих в полной мере распространяется норма, установленная п. При этом общая продолжительность отпуска не должна превышать 60 суток за год, исключая время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Отпуск указанным военнослужащим предоставляется в течение года после возвращения в Российскую Федерацию. Предложения по совершенствованию законодательства о праве на отдых военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также участвующих в миротворческих и контртеррористических операциях Проведенный в настоящей статье анализ законодательства, регулирующего порядок предоставления дополнительного отдыха указанным категориям военнослужащих, свидетельствует о наличии существенных пробелов и противоречий в данном законодательстве, что отрицательно сказывается на уровне социальной защищенности военнослужащих, выполняющих задачи в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья. Для совершенствования указанного законодательства представляется целесообразным внести в него следующие изменения и дополнения: а из п. N 492, дополнения, предусматривающего включение в данный Перечень участие военнослужащих в контртеррористических операциях; о порядке предоставления военнослужащим, выполнявшим специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, дополнительных суток профилактического отдыха реабилитационного отпуска. Реализация изложенных предложений позволит, на наш взгляд, существенно укрепить гарантии реализации права на отдых военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, а также участвующих в миротворческих и контртеррористических операциях, что в конечном счете будет способствовать поддержанию высокого уровня морально - психологического состояния военнослужащих, успешному выполнению ими боевых и специальных задач. СПРАВКА О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОТДЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ, УЧАСТВУЮЩИХ В МИРОТВОРЧЕСКИХ И КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ -T-T-¬ ¦Категории военнослужащих ¦ Содержание права на отдых ¦Нормативный правовой акт ¦ +-+-+-+ ¦ Военнослужащие, которым ¦ Ежегодный дополнительный ¦ Подп. ¦ 15 суток, не входящий в ¦"О ветеранах"; п. ¦"О статусе ¦ ¦ ¦ ¦военнослужащих"; ¦ ¦ ¦ ¦подп. ¦ +-+-+-+ ¦ Военнослужащие, ¦ Положение о статусе военнослужащих дополнительный ¦ Ст. ¦и компенсациях ¦ ¦территориях государств ¦ Время проезда к месту ¦военнослужащим, ¦ ¦Закавказья, Прибалтики и ¦ проведения отпуска и ¦проходящим военную ¦ ¦Республики Таджикистан, в ¦ обратно в срок отпуска не ¦службу на территориях ¦ ¦местностях, где ¦ засчитывается. ¦государств Закавказья, ¦ ¦отсутствует режим ¦ ¦Прибалтики и Республики ¦ ¦чрезвычайного положения и ¦ ¦Таджикистан, а также ¦ ¦вооруженных конфликтов. ¦ ¦выполняющим задачи в ¦ ¦ ¦ ¦условиях чрезвычайного ¦ ¦ ¦ ¦положения и при ¦ ¦ ¦ ¦вооруженных конфликтах"; ¦ ¦ ¦ ¦п. ¦ +-+-+-+ ¦ Военнослужащие, ¦ Дополнительный отпуск ¦ Ст. ¦ положения и при вооруженных¦подп. Время ¦прохождения военной службы; ¦ ¦ ¦ проезда к месту проведения ¦п. ¦от 4 января 1996 г. ¦ +-+-+-+ ¦ Военнослужащие, ¦ По истечении шести ¦ Ст. ¦ солдатам и матросам - ¦службы; п. ¦ ¦ ¦ проезда к месту проведения ¦ ¦ ¦ ¦ отпуска и обратно в срок ¦ ¦ ¦ ¦ отпуска не засчитывается. ¦ ¦ +-+-+-+ ¦ Военнослужащие, ¦ N 1237; ¦ ¦миротворческих операций, ¦ отпуска вместе с ¦пп. ¦ограничения общей ¦ ¦действующим ¦ ¦продолжительности ¦ ¦законодательством. ¦ ¦еженедельного служебного ¦ ¦ ¦ ¦времени, утвержденного ¦ ¦ ¦ ¦Приказом Министра обороны ¦ ¦ ¦ ¦РФ от 10 ноября 1998 г. ¦ ¦ ¦реабилитации и ¦ ¦ ¦ ¦восстановления здоровья ¦ ¦ ¦ положение о статусе военнослужащих быть организован ¦ положение о статусе военнослужащих ¦ ¦отдых продолжительностью ¦ ¦ ¦ ¦до 30 суток ¦ ¦ ¦ ¦ реабилитационный отпуск. ¦ ¦ +-+-+-+ ¦ Военнослужащие, ¦ Право объединять основные ¦ При этом общая ¦службы. ¦ ¦Российской Федерации и ¦продолжительность отпуска ¦ ¦ ¦государств - участников ¦не должна превышать 60 ¦ ¦ ¦СНГ. ¦суток за год, исключая ¦ ¦ ¦ ¦время, необходимое для ¦ ¦ ¦ ¦проезда к месту ¦ ¦ ¦ ¦использования отпуска и ¦ ¦ ¦ ¦обратно. Отпуск ¦ ¦ ¦ ¦предоставляется в течение ¦ ¦ ¦ ¦года после возвращения в ¦ ¦ ¦ ¦Российскую Федерацию. ¦ ¦ L-+-+- ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" принята всенародным голосованием 12. Для этого глава государства предлагает создать специальный компенсационный фонд, средства которого будут направляться на долгострои.