План преемственности детского сада и школы беларусь

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Выготский Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги нашего дошкольного учреждения. Чтобы быть компетентными в вопросах организации работы по преемственности, мы, прежде всего, создали нормативно-правовую базу по данной теме. Также мы разработали документы «Программу развития учреждения», в которых определили приоритеты каждой ступени образования и обозначили основные аспекты преемственности: согласованность целей дошкольного и начального школьного образования, последовательность содержания процесса обучения организация, методы, приемывзаимодействие детей и взрослых. Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное — сохраняет «радость детства» С другой — школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Наш детский сад сотрудничает с близлежащей школой микрорайона. Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Для этого уже около десяти лет назад создан Координационный совет, в состав которого входят директор и завуч по УВР школы, заведующие ДУ, заместители заведующих по основной деятельности, учителя начальных классов. Перед началом каждого учебного года мы, дошкольное учреждение и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект совместной деятельности. В данном договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, план преемственности детского сада и школы беларусь обеспечения преемственности, права и обязанности ДУ и школы на учебный год. Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение совместной работы между дошкольным учреждением и школой, утверждение плана работы Координационного совета. Данный план совместной работы также утверждается ежегодно. Причем составление и обсуждение проектов планов происходит еще в июне — июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения. Работа по преемственности ведется в трех традиционных направлениях: Методическая работа с кадрами. В план преемственности детского сада и школы беларусь октября каждого учебного года проводится неделя «Содружество». Эта неделя подводит первые итоги адаптации детей к школьному обучению. Учителя первых классов школы проводят открытые уроки, на которые приглашаются их учителя — коллеги, воспитатели старших групп ДУ, завуч по УВР и заместители заведующих по основной деятельности. Эти уроки позволяют педагогам дошкольных учреждений увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе. Заканчивает неделю «Содружество» уже традиционно методический мост на тему «Преемственность - ведущий принцип работы детского сада и школы». Здесь мы обсуждаем следующие проблемы: - Анализ адаптационного периода. Результаты мониторинга процесса адаптации детей к школе - социально-психологические аспекты профилактической работы с учащимися школы и воспитанниками ДОУ «группы риска»; - Комплексное взаимодействие психолога педагога, учителя-дефектолога, педагога социального при организации УВП для учащихся, в работе с учащимися с ОГТФР, с одарёнными детьми. В этом году методический мост состоялся с приглашением учителей из школ и ДУ других микрорайонов: коллеги пришли к нам, чтобы поучиться нашему опыту. В октябре этого года в нашем дошкольном учреждении уже прошел Методический день, который включает открытое занятие и встречу педагогов ДУ и школы. Этот день мы стараемся запланировать в каникулярное время, чтобы в нем могли принять участие как можно больше учителей 4-х выпускных классов школы. Основными задачами такого показа являются: Продемонстрировать на практике методы работы с детьми старшего дошкольного возраста. Продемонстрировать направления и области, в которых получают знания наши воспитанники. Показать умения и навыки детей. После занятия мы обсуждаем увиденное. Учителя высказывают свое мнение, предлагают результаты психолого-педагогической диагностики выпускников нашего ДУ на начало учебного года. Такие встречи позволяют нам сориентироваться на требования школы, формировать те знания, умения и навыки, которые необходимы детям для дальнейшего обучения в школе. Учителя же могут опираться на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка. Кроме этого мы провели Круглый стол с педагогами дошкольного учреждения и школы «Право на безопасность» по документальному фильму «Растление Царевой Такие встречи помогают нам наметить общие пути воспитания наших детей, педагогам лучше узнать друг друга, создать благоприятный климат, что тоже очень важно в совместной работе. В течение учебного года на базе дошкольного учреждения работает семинар для воспитателей старше группы и учителей «Государственный стандарт «Дошкольное образование. Такой семинар является постоянно действующим, так как состав педагогов старших групп и первых классов все время изменяется. На занятиях семинара педагоги совместно изучают сам Госстандарт и нормативно-правовую базу по проблеме, проводят экспертную самооценку, изучают требования программы «Пралеска» и программы первого класса, экспертные показатели готовности к школе шестилетних детей другие вопросы. Проводится ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который и учитывается при переходе в начальную школу. В конце каждого учебного года педагоги-психологи и логопеды школы и ДУ заполняют карту выпускника. Это позволяет избежать возможных проблем: затянувшуюся адаптацию, потерю любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми. В школы, где учатся наши выпускники, приходит специалист из нашего дошкольного учреждения с заранее разработанной анкетой, просит учителя начальных классов заполнить ее, интересуется, как учится и общается выпускник, какие трудности и победы уже наблюдаются; педагоги обмениваются опытом, методами. Конечно, о таких встречах план преемственности детского сада и школы беларусь договариваемся заранее, уточняем взаимно удобное время. Беседа помогает преодолеть формальный подход к анкете. Педагоги ДУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать образовательный процесс по подготовке детей к школе. Учителя в результате таких встреч лучше узнают своих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении. Результаты анкет анализируются психологом, который на педагогическом совете ДУ рассказывает, отмечает объективные сильные качества выпускников и побуждает задуматься, как лучше бороться с недостатками план преемственности детского сада и школы беларусь выпускников ДУ. Одно из главных направлений в нашей работе — обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. Мы разработали программу «Здоровье», которая позволяет предотвратить переутомление и перегрузки детей при помощи разработанной модели двигательной активности детей разного возраста в течение дня. В рамках программы «Здоровье» в 1-м классе психологом, учителем и медработником осуществляется контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению, с опорой план преемственности детского сада и школы беларусь шкалу определения эмоционального профиля первоклассника. Другое направление нашей работы нацелено на развитие у воспитанников любознательности, инициативности, способности к творческому самовыражению, коммуникативности, на формирование воображения, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности. Методическую работу нашего учреждения координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, готовность дошкольников к обучению чтению, проблемы обучения безошибочному чтению школьников и т. В дошкольном учреждении создан Совет профилактики, членами которого являются и педагоги школы. На совместных заседаниях мы обсуждаем списки семей риска и неблагополучных семей если такие есть. Отслеживаем наших выпускников, которые были в банке данных, как дети из семей риска и неблагополучных семей. При необходимости совершаем совместные посещения таких детей на дому. И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Посещение музея «Военной славы», которые есть в школе, куда мы приходим к 23 февраля, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад — всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети посидят за партами, побывают на уроке, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками. Весной проводится День открытых дверей «Презентации начальной школы», на который мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. В педагогическом коллективе сложились традиции, которые делают жизнь детей более интересной, эмоциональной, способствуют созданию атмосферы взаимного доверия: проведение занятий кружка «АБВГДейка», где дети адаптируются к организации школьной жизни, а учитель знакомится с будущими учениками; шефство над дошкольниками, позволяющее младшему школьнику встать в позицию взрослого. Весь год школьники шагают по «Тропе добрых дел». Таким образом, создается разновозрастное общение; проведение совместных мероприятий — «Дня здоровья», акции «Береги природу», «Дня знаний», театральной недели, участие школьников в утренниках. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. В начале учебного года мы проводим анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника». Затем проходит родительское собрание, где основными вопросами являются: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников. Родительское собрание с участием педагогов школы проходит в декабре. Заместитель директора по план преемственности детского сада и школы беларусь работе, учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. С декабре на базе школы начинает работать служба консультативных услуг. Здесь родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы по подготовке детей план преемственности детского сада и школы беларусь обучению в школе. Одна из форм работы с семьей — семейный клуб «Крыница». Здесь рассматриваются вопросы развития детей от 3 до 10 лет, проблемы современной школы и т. В приемных старшей группы и первого класса для родителей работает постоянно план преемственности детского сада и школы беларусь рубрика «Уголок школьника». А издание газеты для родителей «Фоторепортаж с места события» помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении. В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии общего развития ребенка. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. Сегодня мы не ограничиваемся собранием для родителей только с одной школой. Ведь для того, чтобы у родителей был выбор, им надо дать возможность познакомиться и с план преемственности детского сада и школы беларусь школами. План преемственности детского сада и школы беларусь, из музыкальной школы к нам приходят дети с концертами для наших воспитанников их родителей. На собрания в старшей группе приходят педагоги и близлежащих школ и гимназий. Хочется отметить еще одно направление, объединяющее школу и наше дошкольное учреждение: план преемственности детского сада и школы беларусь воспитание дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа. Дети-ученики, посещающие воскресную школу, приходят к нам со спектаклями, посвященными православным праздникам. Проводим мы и совместные праздники. Не давно мы подали прошение настоятелю храма о проведении всеобуча для педагогов школы и сада на тему духовно — нравственного воспитания. С этого учебного года наше дошкольное учреждение включено в Республиканский инновационный проект по данной теме. Перспективы преемственности нашего дошкольного учреждения и школы. Основными направлениями развития преемственности остаются: работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Совместная работа духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа. Мы надеемся, что наши выпускники этой группы смогут в дальнейшем обучаться в школе по программе духовно-нравственного воспитания. В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДУ в начальную школу безболезненным и успешным. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может план преемственности детского сада и школы беларусь успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.