Дневник практики студента в школе

Педагогическая практика - сложный и ответственный этап в учебно-образовательном процессе. В нем активное участие принимает одновременно и в тесном взаимодействии несколько, дневник практики студента в школе не связанных между собой, звеньев: 1 студенческая группа; 2 методисты, руководители практики; 3 школьные учителя-словесники, администрация школы; 4 коллектив учащихся. Студенты впервые приходят в школу в качестве преподавателей, они выступают в новой для себя роли в классе, где их слушают, рассматривают сразу 30-35 учеников. Все это сопряжено с волнением, беспокойством студента-практиканта. Он должен быть очень хорошо подготовлен к уроку, это придаст ему необходимую уверенность для проведения занятия. Важно и доброжелательное отношение присутствующих товарищей по группе. Руководители и методисты педпрактики обеспечивают подготовку студента к уроку, проявляя требовательность к выполнению студентами всего режима работы. Важно и отношение коллектива учащихся и к практиканту и к его урокам. Это отношение в значительной степени помимо руководства класса вырабатывается самими студентами: установление контактов с классом, беседы, участие в классных мероприятиях, внимание и забота об учащихся - все это неизбежно вызывает ответное теплое чувство. Очень важен и учет индивидуальных качеств как школьников, так и студентов-практикантов. Характер, темперамент, психологические особенности личности проявляются в педпрактике очень явно и требуют взаимной предупредительности и такта. Программа педпрактики Педпрактика проходит в школе в течение 3-х недель. Студенты прикрепляются дневник практики студента в школе классам среднего звена 5-9 классы. Практика проходит в два этапа. В первую неделю практики студенты должны провести внеклассное мероприятие в прикрепленном за ними классе и выполнить психолого- педагогические задания составить психологические характеристики личности одного ученика и класса. Второй этап практики 2-3 недели студенты обязаны дать по три урока литературы и русского языка. Третий урок считается зачетным. Занятия проводятся строго по разработанному конспекту. Проведенные уроки обсуждаются и протоколируются. Студенты должны присутствовать на уроках, проводимых практикантами, участвовать в обсуждении урока. По окончании педпрактики студенты обязаны сдать методисту: - конспекты уроков, заверенные учителем и преподаватем-методистом; - отчет о практике; - психолого-педагогические задания, также заверенные учителем и преподавателем-методистом; - протоколы обсуждения проведенных уроков. Каждый из студентов прикрепляется к преподавателю-методисту кафедр литературы, русского языка, психологии и педагогики и учителю-методисту школы. В начале педпрактики должна быть проведена установочная конференция и в конце практики проводится итоговая конференция в школе и в университете. Права и обязанности студентов-практикантов По всем вопросам, возникающим в связи с прохождением практики, студент имеет право обращаться к ответственному за проведение практики, методисту, преподавателям кафедры и школьным учителям-словесникам, пользоваться библиотекой, филологическим кабинетом, учебно-методическими пособиями. Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка школы, в которой проходят педагогическую практику, выполняют распоряжения администрации школы и руководителей практики; активно включаются в общественную жизнь школы. Студент-практикант должен служить для учащихся школы примером организованности, дисциплинированности, трудолюбия и вежливости. Практиканты должны выполнять тщательно и добросовестно все виды работ, предусмотренные программой. В случае невыполнения этих требований практикант может быть отстранен от участия в педпрактике и не получить оценку. Староста группы участвует в составлении графика работы студентов, ведет учет посещаемости уроков, осуществляет в случае необходимости посредничество между студентами и руководителем педпрактики: передает указания методиста, оповещает о беседах, консультациях и т. Подготовка студентов к проведению уроков по русскому языку и литературе В о время так называемой ознакомительной практики студенты под руководством методиста должны изучить всю систему учебно-воспитательной работы школы: в первую очередь того класса, к которому они прикреплены; библиотеки, кружков, школьных общественных организаций. Ознакомление с учащимися класса, установление индивидуальных наблюдений за уровнем развития, успеваемостью, характером, дисциплиной, развитием речи и другими персональными особенностями 2-3 учеников. Помимо этого, изучается система преподавания у того учителя, который ведет русский язык и литературу в этом классе. Для этого необходимы беседы с учителем-словесником, который ознакомит со всем процессом работы по русскому языку и литературе в этом классе, и непосредственное наблюдение и запись всех его уроков; также чрезвычайно важно изучение тетрадей учащихся и журналов. Чтобы наблюдения проводились систематизировано и методически грамотно, можно предложить практикантам такую схему. Тип урока новое, закрепление, повторение, контроль, обобщение. Разделы урока, их содержание. Последовательность и распределение времени. Работа учащихся на уроке. Подготовка к уроку наличие на парте всего, что требуется на уроке: учебник, тетради, учебные принадлежности ; правильность посадки. Дисциплина в продолжение всего урока; причины нарушения; меры воздействия; время, ушедшее на восстановление порядка. Доступность материала и степень усвоения его учащимися; что было доступно, что слишком легко, что затрудняло и почему? Заинтересованность учащихся, активность, напряженность работы. Проявление инициативы количество и качество самостоятельных высказываний, в том числе предлагаемых примеров удачных и неудачных ; зависимость интереса и активности от содержания материала урока и характера объяснения или задания учителя. Организационный момент урока что удачно, что излишне, что осталось без внимания, сколько времени ушло на организацию класса. Проверка домашнего задания как проводилась? Опрос содержание и формулировка вопроса или задания; оценка ответов, мотивировка оценки; количество опрошенных, работа учащихся во время опроса. Переход к теме урока как осуществляется, какие дидактические принципы использованы? Оценка учебного материала, которым пользовался учитель образовательная и воспитательная ценность, доступность ; точность и выразительность речи учителя, использование наглядных пособий, их типы и целесообразность. Методические приемы, обеспечивающие интерес учащихся к материалу, внимание и запоминание его. Самостоятельная работа учащихся как она стимулировалась учителем, количество времени, отведенное на самостоятельную работу. Закрепление материала, имело ли оно место, какие методические приемы были использованы. Домашнее задание когда и как оно давалось, каков был комментарий к нему? Качество и характер этого комментария. Все ли учащиеся записали домашнее задание? Итоги урока как они подведены, дана ли характеристика работы класса в целом, отмечена ли работа отдельных учащихся, обращено ли внимание на тему урока, сделан ли вывод учителем? Обратите внимание на внешний облик учителя, его манеру поведения, взаимоотношения с классом. Общее мнение об уроке. Общая характеристика урока; что было ценного, удачного, какие в нем недочеты; то и другое аргументировать. Каждый урок должен быть проанализирован, записан в дневнике практиканта. Для удобства ведения наблюдений дневник практики студента в школе предложить такую схему: Структура урока Время Виды работы Наглядность в том числе доска Удачные моменты Негативные моменты; причины Дисциплина по пятибалльной системе Активность класса 1. Объяснение нового материала или закрепление. Работа над конспектом урока дневник практики студента в школе русскому языку и литературе В составлении конспектов урока студенты упражнялись на практических занятиях по методике преподавания русского языка и дневник практики студента в школе в школе. Они знакомы с различными структурами конспектов. Однако при составлении конспекта урока во время педпрактики возникают дополнительные проблемы, решению которых необходимо уделить серьезное внимание. В конспект необходимо дневник практики студента в школе фамилии учеников, на которых необходимо обратить особое внимание при проверке домашнего задания; кого вызвать дневник практики студента в школе опроса на отметку, кого следует опрашивать при фронтальном опросе это лучше согласовать с учителем-словесником. Наиболее трудная работа - это подготовка к теме урока. Она состоит из нескольких этапов: 1 изучение и анализ материала, данного в учебнике; 2 дневник практики студента в школе вопроса о достаточности, полноте и доступности материала учебника; 3 подготовка текстов, дневник практики студента в школе и упражнений по своей теме; этот этап представляет особую сложность, поскольку предлагаемые примеры должны не просто соответствовать теме, но быть выразительными, типичными для данного явления языка, должны обладать определенными эстетическими и эмоциональными достоинствами, что может способствовать их запоминанию; отыскивание таких примеров, их отбор - работа трудоемкая; 4 подбор и конструирование наглядных пособий; предыдущий этап уже частично осветил этот вид работы, но не исчерпал его; остаются проблемы, связанные с подбором картин, таблиц, карточек, плакатов и продуманное использование доски как первейшего дневник практики студента в школе повседневного наглядного пособия; точное определение момента урока для презентации необходимого наглядного пособия и методическое осмысление его представления; 5 конспект урока обсуждается с преподавателем-словесником и тщательно корректируется с методистом. Дневник практики студента в школе урока должен отражать содержание и методику каждого этапа урока с фиксированным временем, с наличием дополнительного материала. Условия и критерии выставления оценок: От студентов, проходящих практику по русскому языку и литературе в школах г. Балльная структура оценки Посещение установочной итоговой конференций — по 1 баллу за конференцию, итого 2 балла. Ознакомительная пассивная практика, зафиксированная в дневник практики студента в школе практиканта с подписью учителя — по 1 баллу за урок, итого 10 баллов. Посещение и анализ уроков практикантов не менее дневник практики студента в школе уроков — по 2 балла за урок, итого 6 баллов. Подготовка конспектов уроков по русскому языку и литературе 3 конспекта — по 2 балла за конспект, итого 6 баллов. Проведение уроков 2 пробных, 1 контрольный — по 4 балла за урок, итого 12 баллов. Шкала оценок Кол-во кредитов Оценка Неудовлетвор. Хорошо Отлично Оценка ECTS F 2 FX 2+ E 3 Дневник практики студента в школе 3+ C 4 B 5 A 5+ Макс.