Деятельностная теория учения

Существуют различные деятельностная теория учения учения, согласно одним из которых в процессах учения и научения действует единый механизм обучения как у человека, так и у животныхсогласно другим — учение и научение имеют различные механизмы. В отечественной психологии учение рассматривается как один из основных видов деятельности, занимая срединное положение в последовательной их смене, совершающейся в течение жизни каждого человека: следует за игрой и предваряет труд. В то же время любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Таким образом, учение является обязательным компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее человеком. Раскрывая суть учения как особого вида деятельности, Средством учения выступает освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества. Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с деятельностная теория учения позиций. Лингарт выделяет девять аспектов позиций рассмотрения. С позиции философии учение рассматривается как специфическая форма познания в учении S возникают и решаются противоречия между объективным и субъективным, формой и содержанием и т. В западном и российском образовании сложились две основные теории учения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. Ассоциативно-рефлекторная теория учения имеет большую историю. Представление об ассоциативном характере психической жизни человека возникло еще в Античности, четко оформилось в XVII—XVIII вв. Предполагается, что организм обладает особой способностью запечатлевать, сохранять и воспроизводить ранее испытанные воздействия, что позволяет человеку устанавливать и воспроизводить связи между отдельными событиями своей жизни — близкими по времени, пространству, в чем-то сходными или различными. Эти связи и были названы ассоциациями. Благодаря им в сознании и в поступках человека возможны закономерные переходы от одного события к другому. Ассоциации тем самым могут считаться основой памяти человека и его обучаемости. Согласно ассоциативно-рефлекторной теории учения, человек приобретает те или деятельностная теория учения понятия, опираясь деятельностная теория учения их сенсорные компоненты, на сравнение единичных представлений, на деятельностная теория учения и выделение в последних с помощью слов некоторых общих свойств, а также на ряд упражнений. Деятельностная теория учения опирается на два понятия: «действие», предполагающее преобразование субъектом того или иного объекта, и «задача», включающая в себя цель, представленную в конкретных условиях своего достижения. Решение деятельностная теория учения состоит в поиске учащимся того действия, с помощью которого можно преобразовать условия задачи для достижения требуемой цели. Деятельностная теория учения элементы деятельностного подхода к теории учения обнаруживаются в когнитивных теориях обучения и в теории социального научения, разрабатываемых деятельностная теория учения специалистами. Особый вклад в данную схему учения внесли бихевиористы. Американский психолог и педагог Торндайк ввел в нее в качестве первого звена проблемную ситуацию, выход из которой сопровождается пробами и ошибками, приводящими к случайному успеху. Уже упоминавшийся Скиннер выявил особую роль подкрепления правильной реакции, что предполагает «конструирование» выхода из деятельностная теория учения и обязательность правильного ответа в этом заключалось одно из оснований «программированного обучения». В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию понятия «учение». Один из них состоит в рассмотрении учения как усвоения учащимися знаний и формирования у них приемов умственной деятельности В его основе лежит положение, согласно которому усвоение знаний определяется внешними обстоятельствами программой и методами обучения и в то же время оно есть результат активности самого школьника. Центральным моментом учения является усвоение знаний, представленных в виде научных понятий. Другой подход к проблемам учения содержится в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разрабатываемой Талызиной их сотрудниками. В этой теории учение понимается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в деятельностная теория учения заданную систему деятельностная теория учения и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах. Знания, умения и навыки не существуют изолированно друг от друга, качество знаний всегда определяется содержанием и характеристиками деятельности, в состав которой они вошли. Единицей, усваиваемой в процессе обучения познавательной деятельности, являются умственное действие и задача. Управление учением с этой точки зрения означает деятельностная теория учения умственных действий с определенными, заранее заданными свойствами. Теория Гальперина о поэтапном формировании умственных действий состоит из двух частей. В первой части дается подробное описание закономерностей поэтапного формирования умственных действий на основе их предметных аналогов, во второй — выделяются три типа учения человека. Тип I соответствует традиционному обучению, тип II — программированному. Наиболее интересным представляется тип III, для которого характерна ориентировка учащихся на основные единицы, конституирующие ту или деятельностная теория учения область знания, на законы их сочетания, деятельностная теория учения главное — на общие методы определения того и другого. Такая ориентировка дает ученикам понимание того, чем обоснованы выделение и деятельностная теория учения условий соответствующих действий. Исследования Гальперина и его сотрудников обнаружили внутреннюю связь типа ориентировки со способами построения учебных предметов. При традиционном построении действует индуктивный принцип, когда частные явления изучаются раньше, чем общие правила. При учении III типа формирование действий, выделяющих основные единицы материала, позволяет учащимся сразу раскрыть эти общие правила, т. Это требует глубокого изменения существующих способов размещения и освещения учебного материала. Такая переработка, писал Гальперин, составляет главную трудность в реализации III типа, но изложение предмета именно по этому типу ориентировки «более всего приближается к собственно научному его пониманию. Талызина, опираясь на труды Гальперина, описала основные условия, обеспечивающие управление процессом усвоения действий и понятий, а также пути формирования у школьников различных приемов познавательной деятельности. Ей удалось увязать между собой процессы усвоения знаний их применение, которые в традиционной педагогике принято относить к разным этапам, разделенным по времени: вначале усвоение, затем применение. В конце 1950-х гг. Эльконин выдвинул гипотезу о строении учебной деятельности потребность, задача, мотивы и операции и ее значении в психическом развитии ребенка. Экспериментальное подтверждение этой гипотезы и ее дальнейшее развитие прослеживается в деятельностная теория учения Давыдова и его сотрудников. Специфическая потребность и мотив учебной деятельности человека заключаются в овладении теоретическим отношением к действительности и соответствующими ему способами ориентации в ней. Деятельностная теория учения содержанием учебной деятельности выступают взаимосвязанные формы теоретического сознания людей научного, художественного, нравственного, правового. Основные компоненты учебной деятельности те же, что и любой другой игровой, трудовой, общения : потребности деятельностная теория учения мотивы, цели и средства ее достижения, задачи и действия по их решению. Исходной является ее коллективно распределенное осуществление учащимися под руководством учителя. Формирование и развитие учебной деятельности проходит несколько этапов, каждому из которых соответствуют определенные ступени образования. При переходе с этапа на этап видоизменяются ее основные характеристики содержание, формы организации и т.